Динамическая гимнастика

Система развивающих упражнений для грудных детей. Для кого предназначена динамическая гимнастика и зачем она нужна.

Два взгляда на одну проблему

Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика для грудничков. Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем она нужна и насколько она безопасна для малыша. Не давая никаких советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой гимнастике.

Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры, закаливание. Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.

Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.

Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе. Многие из “воздушных” упражнений описаны еще в начале XX века. Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками туловище. Основные движения — висы, качания, вращения, перевернутые упражнения (“вверх ногами”), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с собственным телом. Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях риск травмировать ребенка невелик.

Для чего нужна динамическая гимнастика?

Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка. Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем “внутриутробной” — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как “вспышки”: возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками “лепит” тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

Для кого предназначена динамическая гимнастика?

Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия. Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый разговор о детях — “кесарятах”. Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки (“рождается”) на 3-5-й минуте от начала операции. В результате такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития. Вспомним определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: “Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. В результате такого ответа организм реализует свою потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние. При этом активируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А начинается это с ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же кесарева сечения ребенок попадает “с корабля на бал”, не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.

В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой) опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей взрослой жизни. Можно предположить, что, будучи лишенным “входящего” опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Это тогда, когда есть цель, но не освоен путь ее достижения. В момент своего рождения тело не познало своего опыта. Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Основные правила динамической гимнастики

Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело малыша кремом не смазывают.

Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды. Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий от избыточного влияния внешней среды) к началу становления субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими. С этого возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений. Выполнять подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.

С чего начать?

Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп, амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является стрессогенным для ребенка. Важно знать меру, соблюдать закон золотой середины. Во время занятий может возникнуть сопротивление скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга, недовольства и даже плача. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Иногда требуется приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.

Сила рождается там, где нет усилий!

Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.

Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания, которые должны заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики. К таким противопоказаниям, в частности, относятся: дисплазия тазобедренного сустава — заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о его терапии вы можете прочитать в статье “Лечение. пеленками”, опубликованной в №9 журнала “9 месяцев”), повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом. Известно, что первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц, тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома. Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.

Читать еще:  Трахеобронхит у детей: симптомы, лечение, рекомендации

Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих или вывих сустава. В то время как изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся гипоксии (недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.

Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и другие травмы.

С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.

В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.

Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то, что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать его. Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как массаж, пальчиковая гимнастика. Справедливости ради надо сказать, что любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.

Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все “за” и “против”.

Источник:
http://www.7ya.ru/article/Dinamicheskaya-gimnastika/

Динамическая гимнастика для наших грудничков: с чего начинать, как и когда?

Среди услуг школ для молодых родителей все чаще встречается такой вид развивающих занятий, как динамическая гимнастика. У мам и пап возникает множество вопросов по этому поводу: насколько полезны или опасны эти упражнения, как заниматься с ребенком, с какого возраста, всем ли они подходят? Расскажем, что это такое – динамическая гимнастика для малышей, и как ее проводить.

Суть методики

Физические упражнения полезны для развития грудничка, это бесспорно. Динамическая гимнастика – отдельная система физического развития малышей. От обычной она отличается наличием динамической составляющей. При обычной гимнастике ребенок большую часть времени лежит, а родители упражняют его тело. В динамических комплексах ребенок часто находится в воздухе и подвержен активным манипуляциям: его поднимают за ручки или ножки, подбрасывают, переворачивают, качают, вращают, перебрасывают через руку или плечо взрослого.

Понятно, почему вокруг этой методики много споров. Одни считают ее прекрасным стартом для маленького организма, другие видят в ней лишь неоправданный риск травм у младенца.

В чем же полезное воздействие таких занятий на организм ребенка?

  • Прежде всего, они способствуют нормализации мышечного тонуса, с которым рождается каждый младенец.
  • Благодаря активному движению такая гимнастика способствует планомерному укреплению мышечных тканей и улучшению гибкости суставов.
  • Перемещения в пространстве прекрасно тренируют вестибулярный аппарат. Навык держать равновесие необходим в частности для своевременного освоения самостоятельной ходьбы.
  • Динамические упражнения способствуют гармонизации деятельности нервной системы, укреплению иммунитета.
  • Улучшают кровообращение и способствуют лучшему насыщению тканей маленького организма кислородом.
  • Развивают дыхательную систему.
  • Адаптируют организм крохи к стрессам окружающей среды.
  • Помогают ребенку установить доверительные отношения с родителями, а соответственно – со всем окружающим миром, способствуя психическому и интеллектуальному развитию.

Многих родителей отпугивают недостатки этой системы, которые выглядят порой устрашающе:

  • высокий риск травм (вывихи и подвывихи, растяжения, гиперподвижность суставов, ушибы);
  • стресс для ребенка, вызванный временной утратой чувства безопасности, который, по мнению многих неврологов, может стать в будущем причиной гиперактивности;
  • препятствие естественному угасанию рефлексов новорожденного, на которых динамическая гимнастика основана и которые должны в норме угасать в районе 4 месяцев;
  • ослабление инстинкта самосохранения, что может в будущем привести к недооценке возможной опасности в разных ситуациях.

В любом случае, выбирая такой способ для развития своего малыша, родители полностью берут на себя ответственность за возможные последствия.

Когда можно и нельзя заниматься

Конечно, динамическая гимнастика может быть полезна для развития всех здоровых деток. Но особую значимость она приобретает для детей, рожденных путем кесарева сечения. Ребенка извлекают из матки через несколько минут после начала операции. И малыш лишается длительного адаптационного периода родов, при котором он, проходя по родовым путям, подготавливается к новым условиям жизни, вырабатывая необходимые реакции приспособления. Соответственно, адаптации не происходит. Малыш не получает первого опыта преодоления стресса, что в будущем, как считают перинатальные психологи, может значительно снизить его целеустремленность, волю и выносливость.

Именно в таких ситуациях динамическая гимнастика может научить маленькое тело (соответственно, и психику малыша) переносить высокие нагрузки и адаптироваться к стрессовым ситуациям.

Однако существует целый ряд случаев, когда занятия с детками по такой системе противопоказаны:

  • повышенный или пониженный тонус, который не является физиологическим;
  • неврологические заболевания;
  • болезни сердца;
  • высокое внутричерепное давление;
  • дисплазия суставов или их повышенная подвижность и др.

Поэтому прежде чем начать динамические занятия со своим малышом, родители непременно должны показать его педиатру, ортопеду, неврологу.

Когда и как начинаем?

Итак, если родители выбирают такую систему физического развития для своего чада, с чего и когда начинать динамическую гимнастику для грудничков?

Что касается возраста, то не рекомендуется начинать занятия ранее месячного возраста, когда мышцы и косточки ребенка еще слишком хрупкие. Родителям следует проявлять не фанатизм, а благоразумие, думая, прежде всего, о благополучии своего ребенка, а не о том, в чем и насколько он сможет «обскакать» знакомых детишек. С другой стороны, начинать занятия после 4, а тем более 6 месяцев, если до этого малыш не имел опыта динамических упражнений, тоже вредно, поскольку ребенок уже набирает вес, а его мышцы и связки к этому возрасту не так эластичны и податливы, как в 1–1,5 месяца. Соответственно, риск травм и растяжений будет выше.

Заниматься такой гимнастикой нужно ежедневно. Начинаются комплексы обычно с разогревающего массажа (в него входят поглаживания, разминания и растирания), продолжают их обычные простые упражнения для ручек и ножек (махи, сгибания, подъемы), и только затем подключают динамику. В качестве примеров простейших динамических упражнений можно назвать раскачивание ребенка вперед и назад при поддержке за руки, вертикальные вращения (малыша держат за руку или ногу), раскачивание на фитболе и другие.

Приступая к занятиям, объективно оцените свои силы. Просмотра видео в интернете, скорее всего, будет недостаточно. Пусть хотя бы первые несколько занятий проведет квалифицированный специалист (мануальный терапевт или реабилитолог), у которого вы научитесь правильно манипулировать телом крохи, особенно – правильно захватывать его суставы, чтобы не допустить травм. А еще лучше, попросите у него программу занятий, в которой виды и количество упражнений будут подобраны в нужной прогрессии.

Правила – это важно

Итак, выбирать или нет для своих малышей динамическую гимнастику – воля родителей. Но если уж они сделали такой выбор, необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ребенок получил от него только положительные эмоции и практическую пользу. Для этого важно исключить риск травм, учитывать возраст и состояние крохи. Если он не в настроении или болен – заниматься не следует.

Что же нужно знать, чтобы все сделать правильно?

  • Учитывайте физическое состояние малыша. Занятие должно проходить либо за 1 час до еды, либо через час после. Кроха при этом должен быть в активном состоянии (не только что проснулся, не собирается спать). Кстати, после полутора месяцев периоды бодрствования начинают увеличиваться, что способствует увеличению арсенала проводимых упражнений.
  • Для достижения эффекта закаливания грудничка раздевают полностью, а температуру в помещении поддерживают в районе 22 градусов. Для этого можно либо открыть форточку, либо проветрить комнату перед гимнастикой.
  • Руки взрослого должны быть мягкими и теплыми. Поэтому их, как минимум, нужно хорошенько растереть.
  • Поверхность, на которой с крохой будут заниматься, должна быть ровной и твердой (это может быть обычный стол), ее необходимо застелить фланелевой пеленкой или махровым полотенцем.
  • Детки до года очень быстро утомляются от любой физической или психологической нагрузки, поэтому не занимайтесь слишком долго: 15 минут в день более чем достаточно.
  • Нагрузку увеличивайте постепенно. Помните, что изначально это стресс для крохи, не сделайте его чрезмерным. Пары простых упражнений для начала хватит. Неправильно будет, к примеру, с первого же дня начинать перекидывать кроху через голову или бедро взрослого. Постепенно доводите количество до 2 упражнений на каждую группу мышц. Амплитуду движений, а также их интенсивность тоже повышать нужно постепенно. Именно поэтому лучше, чтобы занятия все-таки проводили не сами родители, а опытные специалисты.
  • Каждое упражнение повторяют минимум 3 раза. При этом рекомендуется чередовать различные виды нагрузки.
  • Если в процессе занятий у ребенка проявится протест против повышения нагрузки, что может выражаться недовольством, капризами, плачем, напряжением мышц, стоит на время остановиться на достигнутом уровне, не поднимая планку, а иногда бывает полезно даже «откатиться» немного назад. Помните о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, осваивает различные упражнения – тоже. Поэтому, строя программу таких занятий, ориентироваться нужно прежде всего на состояние самого грудничка, на его прогресс, а не на какие-либо нормативы. Занятия должны приносить малышу радость, а не лишать сил.
Читать еще:  Какие фрукты можно давать ребенку до года | ДЕТСКИЕ РЕЦЕПТЫ, БЛЮДА

Как это выглядит?

Динамических упражнений разной степени сложности и интенсивности существует немало. В качестве примера приведем несколько довольно простых.

  • Большие пальцы рук взрослого вложены в кулачки малыша, и он их сжимает. Остальные пальцы рук взрослого при этом захватывают тыльные стороны детских ладошек. Ребенка медленно поднимают за ручки, чтобы он вертикально повис. Его нужно покачать в разные стороны, затем повращать вертикально.
  • Уложив малыша на животик, его поднимают вверх за щиколотки, разводя ножки в разные стороны. При этом нужно проявлять аккуратность и контролировать усилия, чтобы не растянуть сухожилия.
  • В положении на животике малыша берут за голень и запястье, поднимают и опускают несколько раз. Повторяют с другой стороны.
  • Ручки грудничка разводят в стороны, одновременно плавно поднимая его вверх, затем возвращают в исходную позицию.
  • Малыша поднимают за ручки и раскачивают, постепенно увеличивая амплитуду. Можно раскачивать его, держа за руку и ногу.

Динамические упражнения неспроста вызывают много споров. Даже учитывая их полезность для грудничков, родители часто опасаются негативных последствий. Кстати, многие мамочки отмечают, что в будущем дети, с которыми занимались динамикой, постоянно нуждаются в выплескивании адреналина, привыкнув к этому с раннего детства. Приходится искать для них спортивные секции, часто выходом становятся экстремальные виды спорта…

Но если польза для родителей кажется более очевидной, есть смысл заниматься у профессионала, чтобы собственноручно не навредить своему чаду.

Источник:
http://razvivashka.online/fizicheskoe/dinamicheskaya-gimnastika-dlya-malyshey

Как проводить динамическую гимнастику для новорожденного

  1. Особенности динамической гимнастики
  2. Как делать гимнастику
  3. Противопоказания
  4. Упражнения
  5. Что нужно учесть

Динамическая гимнастика для грудничков

Особенности динамической гимнастики

Этот способ оздоровления считается корригирующей гимнастикой, ее иногда называют «беби-йогой». Ребенок активно двигает ногами, руками, всем телом. При этом не остается в лежачем положении, он висит, переворачивается, «летает».

Цель динамической гимнастики для новорожденных:

  • помощь в раскрытии природного потенциала тела;
  • изменение сроков, когда малыш начинает ходить, держать спинку;
  • возможность получить представление о своем теле;
  • развитие умения напрягать, расслаблять свое тело, давать ему отдых.

Новорожденный получает представление о движениях вверх-вниз, скорости, ритме. В результате становится более устойчивым физически и психически, учится адаптироваться, формируется его чувство уверенности.

Все это приводит к тому, что с первых дней жизни:

  • укрепляется иммунная система ребенка, он реже болеет;
  • возрастает активность, подвижность, энергичность;
  • формируется координация, развивается реакция;
  • улучшается аппетит;
  • нормализуется сон;
  • укрепляется скелетно-мышечная система, еще на начальной стадии исправляются имеющиеся асимметрия, косолапость, кривошея;
  • стимулируется работа всех органов и систем, активизируется перистальтика кишечника, уменьшается газообразование;
  • усиливается кровообращение, развивается устойчивость к стрессам;
  • активизируется обмен веществ.

Подрастая, ребенок лучше владеет телом, корректно реагирует на падения и травмы. Особенно полезна динамическая гимнастика для детей, появившихся на свет путем кесарева сечения и не получивших при родах опыт преодоления нагрузок, устойчивости к стрессам.

Как делать гимнастику

Некоторые сторонники беби-йоги советуют начинать со второй недели, пока не «закрепились связки и мышцы». Другие за то, чтобы начать с двух месяцев, когда ребенок уже адаптирован к окружающему миру, восстановился после родового стресса.

Занятия должны проводиться в просторном помещении. Летом возможно на улице, но вдали от деревьев, столбов. Оптимальная температура окружающего воздуха – от 22°C до 25°C.

Упражнения проводятся за один раз или делятся на несколько сеансов за день. Можно проводить с ребенком целый комплекс утренних мероприятий:

  • массаж;
  • динамическую гимнастику;
  • плавание

Нельзя планировать занятия сразу после завтрака, нужно подождать 1 час.

Ребенок должен быть без одежды, смазывать ему тело кремом не нужно. Руки родителя рекомендуется обработать крем-скрабом.

Как делать гимнастику для грудничков

Противопоказания

Первые осмотры невропатолога и других специалистов проводятся в один месяц, именно тогда врачи точно определяют наличие патологий и нарушений. До этого возраста делать гимнастику нельзя.

Запрещено применять динамические упражнения, если имеется:

  • дисплазия тазобедренного сустава, другие нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • патологии сердечно-сосудистой системы;
  • внутричерепное давление, другие неврологические проблемы.

Противопоказанием является возраст от шести месяцев и старше, если занятия не проводились с более раннего возраста.

Упражнения

Вначале нужно неспешно и спокойно прикоснуться к ребенку, погладить его. Когда контакт произошел, малыш спокоен, можно перейти к гимнастике. Обычно она заключается в упражнениях в воздухе, на мяче и массаже с одновременным закаливанием.

При гимнастике, чтобы ни говорили йога-специалисты, нужно избегать тех упражнений, где ребенка необходимо держать только за одну конечность. Нужно избегать любых резких подъемов и переворотов, так как суставные впадины у малышей находятся еще в процессе формирования, и очень легко можно добиться привычного вывиха конечностей.

Как делать упражнения:

  1. Взрослый берет малыша за кисти рук, вкладывает ему в ладони свои большие пальцы. Начинает подтягивать вверх, поднимает так, что ребенок висит свободно, а родитель удерживает его за кисти.
  2. Делает это же упражнения, поддерживая грудничка за ноги
  3. Повторяет все эти упражнения, покачивая сначала влево-вправо, затем – верх-вниз.
  4. Взрослый разводит руки висящего малыша в разные стороны.
  5. Вес тела в этом же положении переносится с одной ручки на другую.
  6. Ребенка поворачивают вокруг вертикальной оси.

К четырем месяцам, когда грудничок уже освоил гимнастику, привык к ней, нужно вводить новые упражнения, например на мяче:

  1. Малыша кладут на него животом или спиной, поднимают его за ручки, чтобы он опирался ножками о мяч.
  2. Проделывают те же упражнения, поднимая его за щиколотки.
  3. Укладывают спиной на мяч, поднимают за ручки, раскачивают, кладут на мяч животом. Проделывают то же самое, держа малыша за щиколотки.

Первое занятие длится не более 8-10 минут. Нагрузку увеличивают постепенно, два месяца происходит постепенное привыкание к нагрузкам. Ребенок начинает сам «летать» в руках взрослого уже к трем месяцам.

Упражнения на шаре

Что нужно учесть

Родители должны понимать ребенка, малейшие нюансы его настроения. Если видно, что малыш настроен спать, есть, играть, то лучше отложить занятия. Периоды бодрствования увеличиваются после одного месяца. В это время можно уже расширять количество упражнений.

Если ребенок сопротивляется, нельзя делать упражнения насильно. Он должен ощущать, что это веселая и увлекательная игра. Такое осознание уже проявляется в три месяца, к этому времени малыш привыкает к регулярным занятиям, уже устанавливается режим сна и бодрствования.

Первые занятия лучше проводить с тренером или врачом, чтобы получить навыки правильного проведения гимнастики. В четыре месяца вес ребенка таков, что родителю, особенно маме, трудно подбрасывать и раскачивать его, поэтому можно посещать групповые занятия в бассейне и в студии, где с ним будут заниматься профессионалы.

Большинство неподготовленных людей воспринимают динамическую гимнастику как издевательство сумасбродных родителей над собственным ребенком. Эти упражнения действительно непривычны и даже новы. Поэтому не нужно браться за нее, если вы не изучили все правила и нюансы, последовательность увеличения нагрузки.

Источник:
http://www.baby.ru/wiki/kak-provodit-dinamiceskuu-gimnastiku-dla-novorozdennogo/

Динамические упражнения для детей дошкольного возраста.

Анна Касаткина
Динамические упражнения для детей дошкольного возраста.

Ноги и ножки

Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ, топ-топ, топ-топ.

(Ходят в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу.)

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топа-топа, топа-топ, Топа-топа, топа-топ,

(Бегут на носках с остановкой на последнем слове.)

Нос, умойся!

Дети повторяют за педагогом каждую строчку, выполняя соответствующие движения.

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся шейка,

Мойся, мойся, обливайся!

Мы по саду шли!

Мы по саду шли-шли и яблоко нашли.

(Идут по кругу, остановились)

Потянулись, сорвали и дальше пошли.

Мы по саду шли-шли и сливы нашли.

(Идут по кругу, остановились).

Потянулись, сорвали и дальше пошли.

К речке быстрой

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте,

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши,

Вот как славно освежились! (Встряхивание руками.)

Делать так руками нужно: вместе – раз, это брасс.

(Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой –это кроль. (Круги двумя руками вперед).

Все как один плывем, как дельфин. (Прыжки на месте).

Вышли на берег крутой, но не отправимся домой. (Ходьба на месте).

Грачи

На этой неделе грачи прилетели. (Дети имитируют движения).

Хоть трудна была дорога,

Старший грач прикрикнул строго:

«За работу! Дела много!

Помни сам, других учи, да по-настоящему:

Наши черные грачи – птицы работящие!»

Мама

Маме надо отдохнуть, маме хочется поспать.

Читать еще:  Лучшие витамины для мужчин для зачатия: рейтинг топ-5 по версии КП

Я на цыпочках хожу, я ее не разбужу.

(Ходьба на носках).

Тук, тук, тук, тук – моих пятен слышан стук.

Мои пяточки идут, меня к мамочке ведут.

(Ходьба на пятках).

Упражнения по обучению плаванию на малой воде детей дошкольного возраста пражнения выполняются как на суше, так и в воде. Эти упражнения разделяются на: 1) общеразвивающие и специальные физические упражнения;.

Игровые общеразвивающие упражнения с предметами для детей младшего дошкольного возраста Общеразвивающие упражнения. (с мячиками) «А теперь мячи возьмем, заниматься мы начнем» 1. «Покажи мячик». и. п. : стоя ноги на ширине плеч,.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Принц на цыпочках» Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными.

Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Цели: -Раскрыть роль фонематических процессов.

Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения, их влияние на развитие детей дошкольного возраста» Дидактические игры и упражнения, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается.

Консультация для родителей «Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Одним из немаловажных аспектов развития.

Консультация «Физические упражнения в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста» Значение двигательной активности для ребенка третьего года жизни очень велико. Если ребенок не удовлетворил потребность в движении, он будет.

Рекомендации педагогам «Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста» Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста Для коррекционного воздействия на гиперактивных детей мы используем следующие.

Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста Упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста. Автор : учитель- логопед Нигматулина Оксана.

Упражнения с карандашами для пальчикового массажа для детей младшего дошкольного возраста УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОГО МАССАЖА для детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Булыгина О. А. Все родители знают,.

Источник:
http://www.maam.ru/detskijsad/dinamicheskie-uprazhnenija-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Динамическая гимнастика для грудничков

Динамическая гимнастика для грудничков это отличный способ для укрепления мышц, связок и тренировки вестибулярного аппарата ребенка. При применении такого метода в сочетании с массажем у детей всегда происходит «рывок» в физическом развитии. Родители часто бывают поражены тем, что их ребёнок ещё 2-3 недели назад умел только переворачиваться и постоянно лежал, а после 10-15 сеансов массажа в сочетании с гимнастикой начал ползать на четвереньках, садиться и даже пытается вставать, и это все за каких-то 2-3 недели! Да, так бывает, но за этим стоит большой труд массажиста и самого ребёнка. Дети в основном хорошо переносят упражнения динамической гимнастики, но бывает, что по началу ребенок боится, в таком случае массажист должен применить свои профессиональные качества и правильно подготовить ребёнка к такому виду гимнастики.

Как динамическая гимнастика действует на организм ребёнка?

1. Укрепление мышц через рефлекторное их напряжение. Когда ребенок повисает на руках или ногах, то в этот момент происходит натяжение всех интересующих нас мягких тканей, мышц, связок, суставных капсул в области ниже места фиксации ребенка руками массажиста. Организм такое натяжение расценивает как потенциальную угрозу перерастяжения (травмы), и укорачивает и утолщает мышцы, утолщает и уплотняет связки и стенки капсул суставов. Таким образом мышечно-связочный аппарат становится крепче, сильнее, выносливее, и перерастяжение от того, что ребенок повис на руках ему не угрожает. Конечно, этот процесс происходит постепенно, не за одну или две процедуры, а за 10-15, а родители видят только конечный результат, заметно окрепшего малыша.

2. Тренировка вестибулярного аппарата. Во время перемещения, переворотов, раскачиваний у грудничков органы вестибулярного аппарата становятся значительно больше задействованы. Таким образом в мозге ребенка запечатлеваются ощущения, которые он испытывал в разных положениях тела на гимнастике. Эти ощущения ребенку пригодятся, когда он будет вставать на четвереньки, садиться и сидеть, ползать, вставать, ходить и т.д. У детей с хорошим вестибулярным аппаратом все двигательные навыки развиваются с меньшим числом падений и подобных проблем. Развитие одного, создает почву для развития следующего.

В чём польза динамической гимнастики для детей?

Полезные моменты от динамической гимнастики для детей описаны выше, дети становятся крепче, подвижнее, ловчее, быстро догоняют и перегоняют сверстников в развитии, в случае отставания. У малышей становится более развит вестибулярный аппарат, что очень пригодится в период становления ходьбы и в подвижных играх.

В каком возрасте можно начинать проводить динамическую гимнастику?

Иногда к нам в центр звонят «гипермамы» с целью вызвать массажиста, чтобы поделать динамическую гимнастику новорожденному, но в процессе разговора выясняется, что ребенку от рождения 1 месяц, а им видите ли надо его срочно развивать. Я считаю, что в таком возрасте рано начинать, и в 2 месяца динамическую гимнастику рано начинать делать. Объясню это тем, что тазобедренные суставы еще не деформированы и есть нежелательные моменты в упражнениях, которые приводят к натяжению тазобедренных суставов. Поэтому во избежании угрозы травмы тазобедренного сустава такие занятия в 1-2 месяца лучше не проводить. Но начинать проводить динамическую гимнастику в 3 месяца можно, только осторожно. Конечно в 3-х месячном возрасте в полном объёме не всегда получается сделать такую процедуру, но некоторые упражнения можно начинать использовать, например, висы за ручки с легкими раскачиваниями, за ножки, поочередно за ручки, за ножки.

Условия для проведения динамической гимнастики грудничкам.

Динамическая гимнастика для детей требует определённой подготовки тела ребенка. Всегда надо начинать с маленьких объёмов и амплитуд. Нельзя на первом занятии взять ребёнка и «крутить» его в висячем положении во всех направлениях и тем более, как делают некоторые «специалисты» кувыркать и закидывать ребенка себе на плечо или на спину, это ведь не цирк. Ребёнок может запросто испугаться таких резких и размашистых перемещений в воздухе и продолжить в таком случае не получится. Есть у детей периоды на первом году жизни, когда они начинают боятся таких манипуляций, как переворот к верху ногами или простые раскачивания за руки, надо это учитывать. Подготовка грудничка к динамической гимнастике заключается в предварительном укреплении мышц, в случае их слабости, или наоборот небольшом растяжении в случае сильного гипертонуса. Если ребенок очень слаб, ручки почти или вообще не сопротивляются при пассивных движениях, тогда обязательно надо добиться сначала появления хотя бы небольшого сопротивления конечностей движениям. Когда сопротивления добились, можно пробовать малыша поднимать за ручки на 1-2 секунды и постепенно это время увеличивать.

Для чего проводить динамическую гимнастику новорожденным?

Мы проводим динамическую гимнастику новорожденным для улучшения эффекта от массажа. Она помогает ускорить процесс укрепления мышц и развивает органы равновесия в у ребенка, следовательно является предпосылкой к хорошей координации.

Кому показана динамическая гимнастика?

В принципе её полезно делать всем детям и даже более того у детей в таких упражнениях есть потребность, которую они демонстрируют на кольцах, перекладинах, лестницах, канатах и подобных снарядах. Но есть малыши, которым по моему мнению желатеьно делать динамическую гимнастику: отстающие в развитии особенно физическом, склонные к сниженному тонусу, дети, которые долго не могут начать ползать, ходить.

Противопоказания к динамической гимнастике.

Динамическая гимнастика противопоказана детям с повышенным внутричерепным давлением, после недавно перенесенных полостных операций, с большим весом, с сильной гипотонией, после недавних переломов костей, если ребенок боится этой процедуры.

Статья написана для центра детского массажа Счастливый малыш, сайт happybabymassage.ru, копировать её запрещено! Автор массажист Алексей Владимирович Матросов.

Ответы на частые вопросы.

Опасно ли делать динамическую гимнастику ребёнку?

Если делает опытный детский массажист, то опасности практически нет. Осторожно надо быть мамам, которые насмотревшись видео о динамической гимнастике, начинают делать всё, что там показывали.

Обязательно ли делать с ребёнком динамическую гимнастику?

Нет не обязательно.

Может у ребенка что нибудь повредиться, сломаться, растянуться, порваться?

Может теоретически. Это может произойти, если делать эти упражнения с детьми, которым противопоказано, или при резких движениях, а также движениях проведенных в неправильном направлении.

Как понять, что массажисту можно доверить проводить такую гимнастику с ребёнком?

Сложный вопрос. Он должен иметь опыт хотя бы лет пять детским массажистом, хорошо знать анатомию и понимать, что и зачем он делает, уметь объяснить это. В общем, чтобы на 100 % понимать, можно ли специалисту доверить такие занятия с ребенком, надо самому быть в этом специалистом. Поэтому советую обращаться к профессионалам с большим опытом.

Специалисты центра детского массажа «Счастливый малыш» проводят массаж и гимнастику для детей на дому в Москве и ближнем Подмосковье. Звоните, мы подберём для вашего ребёнка опытного специалиста!
Тел. 84993941711, 89266057470.

Читайте также:

  1. Массаж и упражнения чтобы ребёнок перевернулся
  2. Детский массаж и гимнастика
  3. Детский массаж ног и стоп
  4. Нужно ли делать массаж грудничку
  5. Развивающий массаж для детей

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Источник:
http://happybabymassage.ru/dinamicheskaja-gimnastika-dlja-grudnich/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector