Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

Те родители, которые уже сталкивались с проблемами мышечного тонуса у ребенка, уже наверняка знают, что такое позотонические рефлексы и как их проверять. Но такие проблемы бывают не всех, а знать, как их диагностировать нужно, поэтому читаем статью и пробуем все на практике.

Асимметричный рефлекс

Первый позотонический рефлекс, который будем проверять, называется асимметричный. Проверить его можно следующим образом: положите ребенка на кровати на спину, а затем аккуратно и без нажима поверните его голову к левому плечу. При отсутствии каких-либо проблем малыш должен принять «позу фехтовальщика», который делает выпад.

То есть, вытянет вперед левую руку (ту, в сторону которой повернута голова) и выпрямит левую ногу. При этом ручку и ножку с правой стороны обязательно согнет.

Затем нужно также аккуратно повернуть голову малыша в другую сторону. Соответственно реакция должна быть абсолютно идентичной, но только в зеркальном отражении. В противном случае можно говорить об асимметрии мышечного тонуса.

Симметричный рефлекс

Для проверки второго позотонического рефлекса нужно положить ребенка на спину, а под затылок подложить свою ладонь. Затем очень плавно и осторожно наклоните его голову к груди. В результате такого движения малыш должен согнуть ручки и выпрямить ножки.

Тонический лабиринтный рефлекс

И последний, третий позотонический рефлекс под название тонический лабиринтный. Проверить его достаточно просто, если знать следующие особенности: когда ребенок лежит на спине, у него повышается тонус мышц разгибателей, и он как будто раскрывается, а в положении на животе, наблюдается обратная реакция – повышается тонус мышц сгибателей и малыш сгибает и подтягивает под себя ручки и ножки.

Если подобные реакции усилены или сохраняются слишком долго, скорее всего у ребёнка гипертонус. А вот, если ослаблены или вовсе отсутствуют, можно говорить о пониженном тонусе мышц. И в том и другом случае нужно убедиться в правильности диагноза, и без задержек провести соответствующее лечение и коррекцию, поэтому не стоит затягивать с посещением врача.

Источник:
http://zdorovasimya.com.ua/pozotonicheskie-refleksy/

Рефлексы новорожденного – это помощники в адаптационном периоде

Рефлекс – это ответная реакция на внешний или внутренний раздражитель. Рефлексы новорожденного – это очень важный оценочный показатель здоровья ребенка. Ведь рефлекторная дуга, которая запускает в действие рефлекс, является показателем работы нервной системы. Именно поэтому врачи-педиатры и невропатологи обращают внимание и проводят тесты на работу рефлексов у детей первого месяца жизни. Несимметричность рефлекторного ответа, отсутствие или раннее затухание какого-либо из рефлексов может быть связано с нервной патологией, инфекционным заболеванием, недоразвитием мышечной системы.

При первом осмотре новорожденного педиатр обязательно проверит безусловные рефлексы крохи: сосательный, глотательный, поисковый, защитный верхний, верхний хватательный. В 1 месяц осмотр проводит невропатолог, его целью будет диагностика развития нервной системы младенца, ведь в этом возрасте должны присутствовать еще все рефлексы. Основная часть рефлексов новорожденного делится на оральные и спинальные. Деление это связано с тем, где замыкается рефлекторная дуга, у оральных рефлексов – на уровне головного мозга, а у спинальных – на уровне спинного мозга.

Оральные рефлексы новорожденного:
1. Сосательный рефлекс. Это один из основных жизненно важных рефлексов ребенка. При поднесении к губам ребенка женской груди, соски, пальца, он начинает активно и ритмично сосать. Этот рефлекс начинает постепенно угасать после 6 месяцев и окончательно уходит после года. Для недоношенных детей он является своеобразным показателем развития, ведь, не имея его, ребенок не сможет сосать ни грудь, ни бутылочку.

2. Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля). При раздражении (касании) уголка рта ребенка, он поворачивает головку к источнику раздражения и приоткрывает рот. Этот рефлекс помогает маме наладить грудное вскармливание, в момент, когда кроха открывает ротик и поворачивается к вам, вы даете ему грудь. Причем кроха опускает нижнюю губку так, чтобы мать правильно вложила в ротик сосок. Рефлекс угасает к 6-7-й неделе жизни.

3. Хоботковый рефлекс. При резком ударе по губам ребенка, они складываются трубочкой. Необходим он для сосания, чтобы плотно захватит губами сосок. Угасает к 2-3 месяцам.

4. Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина). Он заключается в том, что при нажатии пальцем на ладошки ребенка в районе большого пальца, ротик крохи открывается, а голова и плечи приподымаются. Хорошо проявлен в 2 месяца, а угасает к 3-4 месяцам.

Спинальные рефлексы новорожденного:
1. Верхний защитный рефлекс. При выкладывании малыша на живот, он сразу поворачивает голову и пытается ее приподнять. Это жизненно важный рефлекс, ведь он обеспечивает доступ воздуха в носовые пути. Угасает примерно 1,5 месяцам.

2. Рефлекс опирания, выпрямления и автоматической ходьбы. Поднимите ребеночка, держа его подмышки, так чтобы его ножки коснулись ровной твердой поверхности, он выпрямит ножки и обопрется на стопочки, при подаче тела крохи вперед, он будет производить шагающие движения ножками. Это называется автоматической ходьбой новорожденных. Опирание не на всю стопу, а только на носочки – один из признаков гипертонуса новорожденных. Рефлекс угасает с 1,5 до 3 месяцев, задержка угасания означает проблемы с нервной системой.

3. Верхний хватательный рефлекс (рефлекс Янишевского). При вкладывании пальца в ладонь ребенка, он крепко сжимает его. С 3-4 месяцев угасает.

4. Рефлекс подвешивания (Робинсона). Он следует из хватательного рефлекса. Схватывание пальцев взрослого ладонями ребенка настолько сильно, что его можно поднять на вытянутых руках.

5. Нижний хватательный рефлекс (рефлекс Бабинского). Аналогичен верхнему хватательному рефлексу. Заключается в том, что при надавливании большим пальцем на стопочку крохи в районе 2, 3-го пальца он сжимает пальчики, как бы захватывая ваш палец. При проведении по наружной стороне стопы от пятки к пальчикам, малыш разгибает большой пальчик, а 2-5-й пальцы распрямляются веером. Рефлекс угасает к году.

6. Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). При укладывании малыша на животик, он ползет, если подставить ладонь к его подошве, то он оттолкнется и поползет более активно. Угасает к 3-4 месяцам. Именно по причине этого рефлекса даже новорожденных нельзя оставлять самих на кровати или пеленальном столике, кроха может поползти и упасть.

7. Рефлекс объятия (рефлекс Моро). При совершении резкого движения на расстоянии 15 см от головы ребенка, удара, хлопка, кроха раскидывает в стороны руки, распрямляет ножки, а затем возвращает их в исходное положения, но руками как бы обхватывает себя. Рефлекс угасает к 4-5 месяцам.

8. Рефлекс Галанта. Положите кроху на живот, проводите большим и указательным пальцем с одной стороны по позвоночнику вверх от шеи к копчику, ребенок изогнется дугообразно и повернет голову в сторону раздражителя. Угасает к 3-4 месяцам.

Позотонические рефлексы новорожденного
Эти рефлексы показывают способность ребенка перераспределять мышечный тонус в зависимости от положения тела.

1. Симметричный шейный тонический рефлекс. Когда вы наклоняете головку ребенка так, чтобы подбородок тянулся к груди, он рефлекторно сгибает ручки и разгибает ножки.

2. Несимметричный шейный тонический рефлекс. При повороте головы в сторону плеча, ребенок выпрямляет руку и ногу со стороны плеча, к которому повернута головка, а с противоположной стороны руку и ногу он согнет.

3. Лабиринтный тонический рефлекс. Он заключается в том, что лежа на животе у ребенка работают мышцы-сгибатели, а лежа на спине, мышцы – разгибатели.

Позотонические рефлексы угасают к 3 месяцам.

Источник:
http://www.baby.ru/blogs/post/23541988-18527556/

Врожденные рефлексы у детей: что уже умеет новорожденный?

Автор: 4mam
Дата записи

Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения — рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Что такое рефлексы и какие они бывают

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) — с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) — личный опыт ребенка.
Читать еще:  Солнечный ожог у ребенка (22 фото): можно ли мазать детским кремом, чем и каким средством помазать грудничка

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Название рефлекса Как вызвать/Как проявляется Когда угасает
Моро При резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после — руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна) При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”. После 4 месяцев
Шагательный При вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги. После 2-3 месяцев
Опоры При вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него. После 2 месяцев
Хватательный (кисти) При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать — сжимает еще больше. После 5 месяцев
Бабкина При давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя. После 4 месяцев
Хватательный (стопы) При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы. После 9 месяцев
Симптом Бабинского При поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. После 6 месяцев
Поиска груди При касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок. После 3-4 месяцев
Сосательный При засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения. После 12 месяцев
Плавательный При расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. После 6 месяцев
Глотательный При попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания. Не проходит
Зрачковый При ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются. Не проходит

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Защитный

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения — спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый — двенадцатый месяц ( успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

Робинсона

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Галанта

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Переса

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

Кернига

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Сосательный

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Хоботковый

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные — сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании — в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине — разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе — сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов — обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.

Источник:
http://4mam.club/blog/osnovnye-refleksy-novorozhdennogo-i-ih-harakteristika.html

НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ И ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

Методика неврологического обследования новорожденных и грудных детей

Неврологическое обследование новорожденных детей имеет ряд особенностей, свойственных только этому возрастному периоду. Для правильной оценки состояния центральной и периферической нервной системы и назначения соответствующего лечения с первых часов жизни ребенка необходимо своевременное неврологическое обследование его наряду с телесным. Повторное неврологическое обследование более рационально проводить через 1 час 30 минут—2 часа после кормления, когда новорожденный спокоен. Исследования проводят в комнате с достаточной освещенностью, при температуре воздуха 25—27°С, положив ребенка на пеленальный стол.
Обследование осуществляют в последовательности, целью которой является наименьшее беспокойство ребенка. Вначале проверяют все рефлексы в положении на спине, затем в состоянии вертикального подвешивания ногами вниз и в последнюю очередь на животе.
Прежде всего обращают внимание на положение головы, туловища, конечностей, на выраженность спонтанных движений рук, ног. Определяют позу ребенка, форму черепа, его размеры, состояние черепных швов, размеры и состояние родничков, наличие кефалогематомы, родовой опухоли, костных пластин, асимметрий, а также кровоизлияния в кожу головы, лица, склеру глаз.
Здоровый ребенок рождается с окружностью головки 35—36 сантиметра. В первые 3 месяца головка увеличивается на 1,5—2 сантиметра в месяц, с 4 до 6 месяцев — на 1 см в месяц, а с 6— 12 месяца — на 0,5 сантиметра в месяц.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕРЕПНО — МОЗГОВЫХ НЕРВОВ:

I пара — обонятельный нерв.

Ароматические вещества (мята, валериана, духи и пррочее) вызывают гримасу на лице ребенка, двигательное беспокойство, крик.

II пара — зрительный нерв.

На яркий свет новорожденный щурится п поворачивает голову и глаза к источнику света. Внезапное освещение вызывает смыкание век и слабое разгибание головы. Проверяют наличие кратковременного (5—7 секунд) зрительного сосредоточения, которое отмечается к З—5-му дню жизни. К 2 месяцу проявляется мигательный рефлекс при приближении предмета к глазам.

III, IV, VI пары — глазодвигательный, боковидный, отводящий нервы.

Определяют форму и величину зрачков и зрачковые реакции па свет, спонтанные движения глазных яблок. Выявляют анизокорию, косоглазие (сходящееся или расходящееся), симптом Грефе, симптом «заходящего солнца». Симптом «заходящего солнца» может наблюдаться у здоровых новорожденных в первые дни жизни: при быстром переводе ребенка из горизонтального положения в вертикальное глазные яблоки поворачиваются вниз и внутрь, а над глазным яблоком появляется полоска склеры; через несколько секунд глаза возвращаются в исходное положение. Постоянное наличие этого симптома после 2 недель, а также симптома Грефе свидетельствует о внутричерепной гипертензии.
В 9—10 дней новорожденные начинают следить за движущимся ярким предметом, не поворачивая головы, а к 1 месяцу наблюдается сочетанный поворот головы и глаз за предметом.

V, VII пары — тройничный и лицевой нервы.

Обращают внимание на положение нижней челюсти (нет ли ее смещения, отвисания), величину глазных щелей, выраженность носогубных складок. Проверяют следующие рефлексы: конъюнктивальный, корнеальный, орбикулопальпебральный, поисковый, хоботковый, сосательный.
Конъюнктивальный и корнеальный рефлексы. Дотрагивание ваткой до конъюнктивы или роговицы вызывает смыкание век.
Орбикулопальпебральный рефлекс. Короткий перкуторный удар пальцем или молоточком по верхней дуге орбиты вызывает смыкание века соответствующей стороны.
Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля). При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 минут до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 месяцев, а затем угасает.
Хоботковый рефлекс. Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.
Сосательный рефлекс. При введении указательного пальца в рот па 3—4 см ребенок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отмечается в течение 1-го гада жизни.

VIII пара — слуховой и вестибулярный нервы.

Проверяют слуховой и вестибулярный рефлекс — смыкание век, появление двигательного
беспокойства, испуга при применении звукового раздражителя. В первые дни жизни у здоровых новороноденных, особенно при повороте головы, может наблюдаться установочный мелкоразмашистый горизонтальный нистагм. Необходимо обратить внимание на наличие крупноразмашистого пли постоянного мелкоразмашистого нистагма (горизонтальный, вертикальный, круговой), что свидетельствует о поражении центральной нервной системы.

IX и X пары — языкоглоточный и блуждающий нервы.

Обращают внимание на глотание ребенка, звучность голоса, а также па синхронность сосания, глотания и дыхания,
на наличие поперхивания и захлебывания во время еды. Определяют подвижность и рефлекс мягкого неба, глоточный рефлекс.

XI пара — добавочный нерв.

Проводят осмотр и ощупывание (пальпацию) грудино-ключично-сосцевидной мышцы, проверяют возможность поворота головы в обе стороны, наличие кривошеи.

XII пара — подъязычный нерв.

Определяют положение языка во рту (по средней линии или имеется отклонениев сторону), его движение, участие в акте сосания, наличие тремора, фибриллярных подергивапий, атрофии.

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКТОРНО — ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В МЕТОДИКЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ И ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ:

Обследование двигательной сферы начинают с наблюдения за положением новорожденного, наличия у него спонтанных движений конечностей. Для новорожденных характерна физиологическая, нерезкая флексорная гипертония конечностей, поэтому руки и нога находятся в согнутом состоянии, ноги слегка разведены в бедрах, кисти рук сжаты в кулачки. В разгибателях головы и шеи мышечный тонус несколько повышен, поэтому у новорожденных в норме имеется легкая тенденция к запрокидыванию головы назад. Лежа на спине, новорожденный самостоятельно поворачивает голову в сторону. В положении на животе он временами поднимает голову на 1—2 секунды. Определяют скорость спонтанного движения, объем, симметричность, наличие атетоидных движений, дрожи конечностей, головы, подбородка. Тремор конечностей, подбородка может наблюдаться и у здоровых новорожденных в первые 2—3 дня при беспокойстве. Такие патологические проявления, как гиперкинезы, становятся более выраженными к концу 1-го года жизни.
Затем исследуют пассивные движения во всех суставах, определяют мышечный тонус, сухожильные рефлексы. Проверяют симметричность, величину мышечного тонуса и сухожильных рефлексов. Мышечный тонус определяют путем исследования пассивных движений в суставах конечностей. Особое внимание обращают на тонус в мышцах, приводящих бедро, путем разведения нижних конечностей в положении ребенка на спине. При этом ноги должны быть разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Повышение тонуса в аддукторах может наблюдаться при поражении центральной нервной системы, а также при врожденных вывихах и дисплазиях тазобедренных суставов. Мышечный тонусв руках определяют также путем пробы на тракцию: в положении ребенка на спине берут его руки за запястья и осторожно, медленно тянут на себя, придавая ребенку сидячее положение. В норме при этом ощущается умеренное сопротивление разгибанию рук в локтевых суставах. Из сухожильных рефлексов наиболее постоянными у новорожденных являются коленные. Проверяют безусловные рефлексы, имеющие отношение к туловищу и конечностям (безусловные рефлексы, имеющие отношение к лицу и голове, проверяют при исследовании черепно-мозговой иннервации), обращая внимание на выраженность и симметричность рефлексов с обеих сторон.
В последнее время основные безусловные рефлексы грудного ребенка с позиций их большей семиологической значимости разделяют на две группы (Л. О. Бадалян): 1) сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы); 2) надсегментарные позотонические автоматизмы, обеспечивающие регуляцию мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы (они регулируются центрами продолговатого и среднего мозга). К оральным сегментарным автоматизмам относятся: сосательный, поисковый, хоботковый (которые описаны выше) и ладонно-ротовой рефлексы.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина). При надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к тенару происходят открывание рта и сгибание головки. Рефлекс ярко выражен у новорожденных в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении центральной нервной системы. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 месяцев он угасает и к 3 месяцам исчезает.
К спинальным двигательным автоматизмам относятся: хватательный рефлекс, рефлексы Моро, опоры, автоматической походки, ползания, Таланта, Переса, защитный рефлекс новорожденного.

Хватательный рефлекс, Если поместить на ладони новорожденного указательные пальцы врача, происходят сгибание всех пальцев ребенка и охватывание пальцев врача. В некоторых случаях новорожденный очень сильно обхватывает пальцы врача, и ребенка при этом можно приподнять (рефлекс Робинзона). При нарезах кистей рук рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать. Такой же хватательный тонический рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. При надавливании большим пальцем, на подушечку стопы происходит подошвенное сгибание пальцев. Хватательный рефлекс отмечается до 3—4 месяцев.

Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью или ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 сантиметров от головки. При вызывании этого рефлекса происходит отведение рук в стороны и разгибание пальцев (первая фаза), затем руки возвращаются в исходное положение (вторая фаза). Этот рефлекс вызывается сразу после рождения при манипуляции акушера. В единичных случаях он может отсутствовать в первые несколько дней. Более длительное отсутствие указывает па поражение ЦНС. При периферическом парезе руки он может отсутствовать на стороне поражения. Асимметрия рефлекса бывает при гемипарезе. Этот рефлекс выражен до 4—5 месяцев.

Рефлекс отдергивания. Покалывание иглой кожи подошвы вызывает одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.
Обращают внимание на выраженность и симметричность рефлекса.
Перекрестный рефлекс экстензоров. Если пассивно разогнуть одну ногу, подавливая на колено, и булавкой уколоть подошву этой ноги, происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При спинальных поражениях рефлексы отдергивания и перекрестный экстензоров могут быть ослаблены или совершенно отсутствовать.

Защитный рефлекс. В положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону. При поражении нервной системы и высоком тонусе он запрокидывает голову назад, что иногда неправильно оценивается как умение держать головку.

Рефлекс опоры. Если поднять ребенка, взяв его подмышки обеими руками и удерживая указательными пальцами голову со стороны спины, он сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, а стопы — в тыльную сторону. Поставленный на опору, ребенок выпрямляет туловище. Рефлекс выражен до 1—1 и 1/2 месяцев .

Рефлекс автоматической походки. Ребенка ставят на опору в положении, при котором вызывается рефлекс опоры. Если его слегка наклонить вперед, то ребенок делает шаговые движения. Это особенно хорошо выражено, когда новорождепного ставят на наклонную плоскость. Рефлекс физиологичен до 1— 1 и 1/2месяцев.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Ребенка укладывают на живот; голова и туловище должны быть расположены по средней линии. В таком положении ребенок приподнимает голову на несколько секунд и поворачивает ее вправо и влево, производя при этом ползающее движения (спонтанное ползание). При надавливании ладонью на подошву отталкивание усиливается и в движение включаются руки. В первые 3 дня этот рефлекс в норме у новорожденных вызывается с трудом. Рефлекс наблюдается до 4 месяцев и затем угасает.

Рефлекс Таланта. Проведение указательным пальцем вдоль паравертебральной линии от плеча к ягодицам вызывает сгибание туловища новорожденного вогнутостью в сторону раздражителя. В первые несколько дней в норме у новорожденных этот рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать. Рефлекс выражен до 3—4 месяцев.

Рефлекс Переса. Проведение указательным пальцем по позвоночнику от копчика к шее вызывает у ребенка крик, лордозирование туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы. Рефлекс наблюдается до 3—4 месяцев.
Надсегментарные позотонические автоматизмы в зависимости от уровня регуляции делятся на миелоэнцефальные (регулируются центрами продолговатого мозга) и мезэнцефальные (регулируются центрами среднего мозга).
К миелоэнцефальным позотоническим автоматизмам относятся лабиринтные тонические рефлексы, асимметричный шейный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс.

Лабиринтный тонический рефлекс. В положении ребенка на спине повышается мышечный тонус в разгибателях шеи, спины, нижних конечностей, в положении на животе — в сгибателях шеи, спины, конечностей.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (рефлекс Магнуса — Клейна). При повороте головы в сторону (челюсть находилась на уровне плеча) происходят разгибание конечностей, к которым обращено лицо, и сгибание противоположных. В период новорожденности этот рефлекс встречается непостоянно. Чаще наблюдается реакция верхних конечностей.

Симметричный тонический шейный рефлекс. При сгибании головы новорожденного повышается тонус в сгибателях конечностей, особенно в верхних, при разгибании головы повышается тонус в разгибателях конечностей.

Миелэнцефальные позотонические рефлексы наблюдаются у здоровых новорожденных до 2 месяцев.
Со 2-го месяца жизни начинают развиваться мезэнцефальные установочные рефлексы, определяющие возможность ребенка держать голову, а в дальнейшем сидеть, ходить и осуществлять произвольные движения. К мезэнцефальным установочным автоматизмам относятся: установочные лабиринтные рефлексы, простые шейные и туловищные установочные рефлексы, цепные шейные и туловищные установочные рефлексы.
Установочные лабиринтные рефлексы. Установочный лабиринтный рефлекс с головы на шею развивается со 2-го месяца жизни, когда ребенок начинает удерживать голову по средней линии в положении на животе и к 2—3 месяцу хорошо держит ее в вертикальном положении. С этого периода развивается установочный шейный цепной симметричный рефлекс. Под влиянием этого рефлекса возникает напряжение разгибателей шеи, туловища, а к 5-му месяцу — разгибателей ног, сначала при положении ребенка на животе, а затем в вертикальном положении. Формирование разгибательного тонуса в мышцах шеи, туловища и нижних конечностей позволяет ребенку удерживать туловище при сидении, стоянии и ходьбе.
Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь руками на плоскость удерживается в этой позе. Рефлекс формируется к концу 3-го и к началу 4-го месяца.
Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги. Рефлекс формируется к 5—6-му месяцу.
Туловищная выпрямляющая реакция (выпрямляющий рефлекс с туловища на голову). При соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит выпрямление головы. Рефлекс отмечается с конца 1-го месяца жизни.
Простые шейные и туловищные установочные рефлексы. При повороте головы в сторону туловище ребенка поворачивается в ту же сторону. При этом голова и туловище поворачиваются одновременно, как единое целое. Рефлекс появляется с рождения и видоизменяется к 5—6 месяцу.
Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы. Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, по не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.
Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища и плеч в ту же сторону. Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы формируются к 6—7 месяцам жизни.
В конце неврологического обследования рекомендуется еще раз оценить спонтанную двигательную активность новорожденного, положив его на спину. Дети, которые вначале исследования были вялы, адинамичны, могут стать более активными. Отсутствие такого перехода свидетельствует о выраженной заторможенности центральной нервной системы. Наоборот, дети, которые вначале были очень активными, в конце исследования иногда становятся вялыми, что указывает на быструю истощаемость центральной нервной системы.

Источник:
http://nevrologvolgograd.ru/nevrologicheskoeobsledovaniedetej/

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

При ДЦП отмечается запаздывание в угасании врожденных двигательных автоматизмов, к которым и относятся позотонические рефлексы. Их центрами являются нижележащие спинальные и стволовые отделы головного мозга. Высшие интегративные двигательные центры при ДЦП не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга. Выраженность активного функционирования нижележащих мозговых структур проявляется в патологическом усилении позотонических рефлексов, задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольные движения, речь и другие корковые функции. Тонические рефлексы активизируются и сосуществуют с патологическим мышечным тонусом и другими двигательными нарушениями. Их выраженность препятствует последовательному развитию реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой для развития произвольных двигательных навыков и умений. Патологически усиленные позотонические рефлексы не только нарушают последовательный ход развития двигательных функций, но и являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций у детей с церебральным параличом.

Среди позотонических рефлексов в оценке структуры дефекта у детей с церебральным параличом важнейшее значение имеют следующие.

Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) зависит от положения головы в пространстве и проявляется в двух положениях: на спине и на животе. ЛТР у детей с церебральным параличом проявляется в повышении тонуса мышц-разгибателей, когда ребенок лежит на спине, и мышц-сгибателей, когда он лежит на животе.

В положении на спине ребенок запрокидывает голову назад, ноги разогнуты, напряжены, приведены и ротированы (повернуты) внутрь, стопы в подошвенном сгибании. Руки обычно разогнуты и пронированы (повернуты ладонью вниз) , пальцы сжаты в кулаки. Ребенок не может приподнять и согнуть голову или делает это с большим трудом, т. е. у него отсутствуют важнейшие предпосылки для сидения, он не может схватить предмет, поднести его к лицу, рассмотреть.

Источник:
http://pedlib.ru/Books/6/0011/6_0011-13.shtml

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector